1 2 3 4 5 6
Ландшафтные работы

Садовые дорожки

Садовые дорожки – особая часть ландшафтного дизайна. Их необходимость ни у кого не вызывает сомнений. Для дизайнера создание «артерий сада» – очень важный и ответственный момент: дорожки должны быть проложены так, чтобы по ним действительно было удобно ходить, и при этом все работы нужно сделать грамотно, чтобы на поверхности не стояла вода после дождя, а срок службы покрытий был максимально продолжительным. Не менее значима и декоративная функция дорожек, которую определяет стиль сада.

Для владельца собственного дома всегда важно не только правильно распланировать участок, рационально разместив на нем постройки и садовые культуры, но и красиво и удобно его оформить. При этом немаловажное значение имеет сооружение дорожек, ведь дорожки - это не только необходимость, но и удобство. Размещают их таким образом, чтобы они не нарушали целостность сада. Дорожки уже 40 см делать не рекомендуется. Второе действующее правило - главную дорожку, ведущую от центрального входа в дом, делают значительно шире, чем остальные.

Дорожки на участке должны быть кратчайшими и удобными. Ширина их (от 0,5 до 1,3 м) зависит от назначения. Подъездная дорога или переходная дорожка обычно идет от входа на участок к двери дома по кратчайшей линии. Все остальные пути, соединяющие дом с местом отдыха, сараем, беседками, садом, огородом, необязательно должны быть краткими и прямолинейными. Только в огороде между отдельными грядками целесообразно прокладывать прямые дорожки минимальной ширины (примерно около 0,4 м). Дорожка, ведущая к дому, должна быть шириной 0,6—0,8 м, позволяющей разойтись вдвоем. Для подъездной автомобильной дороги можно ограничиться прокладкой только двух проезжих полос — колесопроводов.

Для дорожек, из плоского природного камня, предназначенных для автомашин, желательно устраивать бетонное основание с расшивкой швов раствором. Сначала проводят разметку и выкапывают траншею глубиной 25—30 см, затем дно утрамбовывают, насыпают слой бутового камня, смачивают водой и еще разутрамбовывают, заливают жестким бетоном, утрамбовывают и выравнивают. Укладку камней ведут на цементном растворе с последующей расшивкой швов.

Хорошей получится площадка для автомобиля, уложенная из фигурных бетонных блоков с отверстиями, которые потом заполняются землей и засеваются газонной травой. В результате возникнет интересная комбинация бетона и газонной травы, cвоеобразная решетка, которая будет хорошо смотреться на фоне всего пространства, отведенного под газон.

Остальные дорожки, по которым, как правило, ходят в одиночку, делают шириной 0,5—0,7 м. При посадке деревьев у дорожек следует помнить, что расстояние между деревьями должно быть таким, чтобы в будущем разросшиеся кроны не мешали здесь ездить или ходить.

Для лучшего стока воды профиль дорожки делают выпуклым с небольшим уклоном в обе стороны. Продумав и правильно соорудив все дорожки можно добиться того, что вся дождевая вода будет сливаться в одном месте со всех дорожек, наподобие городской ливневой канализации.

К сожалению, при отсутствии искусственного или естественного водостока небольшой ливень приводит к образованию луж даже на дорогах с твердым покрытием. По этой причине закладка сада должна проводиться, прежде всего, с выбора мест под садовые дорожки и площадки, которые позволят передвигаться по владению без опаски увязнуть и в самый продолжительный дождь. На этом этапе необходимо продумать направление, расположение садовых дорожек и площадок на участке. Как известно, человек не любит извилин и всегда выбирает прямой путь к месту назначения.

Для начала достаточно предусмотреть пути к важным объектам на участке и гармонично увязать их с извилистой сетью прогулочных дорожек. Садовых дорожек на участке требуется много - это необходимо для облегчения ухода за садом, устройства зон личного отдыха, возможности вечерней прогулки по владению, легкого доступа к любым объектам на участке в любой сезон года. После этого будет проще проложить садовые дорожки. Остальное место разровнять и окультурить и высадить деревья и кустарники, разбить клумбы.

Садовых дорожек на участке требуется много - это необходимо для облегчения ухода за садом, устройства зон личного отдыха, возможности вечерней прогулки по владению, легкого доступа к любым объектам на участке в любой сезон года. Как правило, площадь под садовые дорожки и площадки составляет 15-20% площади участка. Существующие нормы предусматривают ширину главных дорожек (парадный вход) от 1200 до 2000 мм., а второстепенных (прогулочные, функциональные) от 400 до 800 мм. Стандартная ширина садовых дорожек на участке, позволяющая свободно разминуться двум идущим навстречу людям, составляет 700 мм.

Перед устройством садовых дорожек и площадок необходимо провести значительные земляные работы. Зачем они нужны? Дело в том, что мощение - это не только самая декоративная и заметная часть. Мощение имеет мощное основание. К дренирующему основанию нужно добавить толщину сухой смеси и самого материала для мощения. Таким образом, необходимо вырыть корытообразные траншеи под садовые дорожки и площадки, согласно рассчитанной толщине. Объем земляных работ уменьшается в случае подсыпки плодородного слоя для устройства газона. Иногда владелец сада желает установить бордюры, в этом случае к глубине траншей добавляется высота части бордюра, возвышающаяся над поверхностью дорожки или площадки. На наш взгляд бордюры снижают декоративный эффект от мощения и задерживают ливневые осадки на поверхности садовых дорожек, так как не позволяют воде просочиться в почву. Однако в любом случае надо добиться того, чтобы плоскость садовой дорожки находилась вровень с поверхностью газона. При хорошем дренировании участка вода, собирающаяся при ливнях, не будет застаиваться ни на самих дорожках, ни на граничащем газоне.

Дренирующее основание садовой дорожки или площадки - это самая важная часть мощения, обеспечивающая отвод избыточной воды в нижние слои почвы. Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, слабо пропускающих воду. Такие почвы осенью насыщены водой, замерзание которой зимой приводит к значительному расширению объема грунта - процесс, который называется пучением. Пучение грунта может приводить к повреждению мощения, что выражается в образовании вздутий на дорожках и площадках, под которыми находятся линзы льда. Другой аспект заключается в том, что основание мощения должно быть стабильным, иными словами плитка или камень не должны со временем продавливаться, проседать в грунт. Чем выше нагрузка на мощение, тем толще должен быть слой основания. Как правило, для пешеходных садовых дорожек достаточно основания толщиной 15 см., а для проезда легковых машин необходимо уже предусмотреть основание не менее 30 см. Основание обычно составляется из 9 частей гравия и одной части песка, хотя могут существовать вариации для разных типов подстилающих пород.

Полезное изобретение - это нетканые материалы типа геотекстиля, марки которых различаются по прочности на разрыв. Геотекстиль был разработан в первую очередь для дорожного строительства в северных регионах, где нестабильность грунтов является одной из основных проблем. Эффект действия геотекстиля заключается в том, что с одной стороны, обладая фильтрующими свойствами, он предупреждает проседание основания в грунт, а с другой обеспечивает дополнительную устойчивость дорожного полотна к деформации за счет своих прочностных характеристик. Использование геотекстиля является обязательным условием при устройстве мощения. В противном случае необходимо увеличивать мощность дренирующего слоя против указанных ранее значений в 1,5-2 раза и предусматривать укладку основания по типу слоеного пирога.

Значение бордюров заключается в том, что они позволяют сохранить дорожное покрытие, удерживают профиль мощения в заданных пределах и предотвращают сток избыточной влаги на соседние зоны. Значение бордюров для автомагистралей, оборудованных системой водостоков трудно переоценить, но использование их для узких садовых дорожек частных владений вызывает только удивление. Несколько лет назад, когда мощение из плитки было внове для владельцев участков, использовалась технология укладки брусчатки на песок с заполнением швов просеянным сухим песком. Бордюры в этой ситуации предупреждали "расползание" материала мощения. Однако, вода, просачивавшаяся в швы между брусчаткой, в морозы приводила к учению садовых дорожек и порче мощения. В настоящее время брусчатку предпочитают укладывать на цементно-песчаную сухую смесь с заполнением ею же и межплиточных швов. При застывании цементно-песчаная смесь приобретает водонепроницаемые свойства, поэтому в случае установки бордюров необходимо предусмотреть систему линейного дренажа вдоль дорожного полотна. В случае устройства мощения без бордюров роль фиксаторов берут на себя крайние плитки, которые укладываются на цементный раствор.



До ландшафтных работ